Улетают навсегда из родного гнезда
07 июля 2023
С каждым годом всё больше молодых ребят – выпускников вузов и средних образовательных учреждений – навсегда уезжают из Волгоградской области. Почему молодежь стремится продолжить обучение и реализовать свой потенциал где-то ещё, а не на родной земле?
Об этом мы поговорили с заместителем директора по экономике и среднему профессиональному обучению Камышинского технологического института, Председателем Совета местного отделения Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ в городе Камышине и Камышинском районе Александром Хаценко.
Школьные годы... неперспективные
По мнению социалиста Александра Хаценко, одна из основных проблем сегодня – потеря взаимосвязи между средним профессиональным образованием и высшим. Вот учится ребёнок, старается получить хорошие оценки. А потом выясняется, что его знаний недостаточно для поступления в вуз. Уровень подготовки детей в нынешних школах оказывается ниже необходимого. И вовсе не потому, что современные школьники поглупели.
Причина кроется в остром дефиците квалифицированных педагогов, преподающих математику, физику, литературу, русский язык. Многие учителя старой школы уже давно на пенсии – только единицы ещё выходят на работу. А молодых очень мало. Получается, что наших детей просто некому учить!
По данным Волгоградстата, в прошлом учебном году в регионе работали учителя:
Старше 65 лет – 4,8%
От 55 до 64 – 22%
От 45 до 54 – 33,2%
От 35 до 44 – 20%
От 25 до 34 – 14,5%
До 25 – 5,4 %
То есть почти 60% – это специалисты зрелого и старшего возраста. Наше образование стремительно "стареет". В районах области эти цифры ещё более удручающие.
Что будет с образованием, когда старшее поколение учителей уйдет на заслуженный отдых? Страшно представить.
– Сейчас самые популярные, если можно так выразиться, учителя – это физруки и трудовики. В них недостатка нет. А вот педагогов естественно-научного цикла: физиков, химиков, математиков и биологов днём с огнём не сыщешь, – сетует Александр Хаценко. – Поэтому многие дети после окончания школы не желают идти в технический вуз, ведь у них нет фундаментальных знаний по ключевым предметам, следовательно, учиться там будет крайне тяжело. А чтобы поступить в технический вуз, нужно сдать ЕГЭ по предметам научного цикла.
В итоге подготовка детей к сдаче ЕГЭ практически целиком ложится на плечи родителей, точнее на их кошелек. Люди вынуждены нанимать репетиторов.
Некоторые школьники, чтобы не сдавать ЕГЭ, выбирают среднее профессиональное образование. Тоже неплохое решение, ведь стране сейчас очень нужны специалисты среднего звена.
Но ведь и выпускники технических вузов тоже в дефиците! Вот только эту потребность оказалось крайне сложно закрыть: молодежь не идет в технари. Например, в том же Камышине в 2022 году 11 классов окончили 356 человек. И только 185 из них, то есть 52%, сдавали экзамен по профильной математике. По неуточненным пока данным, в текущем году этот показатель ещё меньше. А ведь это потенциальные абитуриенты в технические вузы, и их явно очень мало.
Из вуза с мировым именем по миру
Тревожит вот что: на каждом этапе образования – старшие классы, среднее профессиональное или высшее – перед молодежью "маячит" перспектива продолжить обучение в Москве, Питере, Краснодаре. Считается, что образование там более престижное.
Александр Хаценко говорит, что в Камышине нередко появляются руководители предприятий из крупных городов, которые прикладывают огромные усилия, чтобы переманить выпускников школ и образовательных учреждений в более крупные города.
Хотя, если судить объективно, волгоградские учреждения высшего и среднего профессионального образования практически ничем не уступают столичным.
Взять, например, Волгоградский государственный технический университет. Он уже много лет демонстрирует лучшие результаты среди волгоградских вузов в рейтинге университетов. Но, к сожалению, огни более крупных городов и вузов манят молодежь сильнее.
Вычленить корень из проблемы
В последние десятилетия формат обучения в высшей школе изменился. Когда-то мы учились по специалитету. Сейчас же новые поколения проходят ступени бакалавров и магистров. В Болонской системе всё же есть плюс: можно завершить обучение в бакалавриате по одной специальности, а в магистратуре – по другой.
Но есть и серьезный минус: большая часть ребят не идут в магистратуру. Ведь им надо семью создавать, быт налаживать, работу найти. А тут ещё два года учиться? Некогда. Они торопятся уехать из Камышина, а в идеале вообще из области, потому что не видят здесь для себя перспектив.
– Вот так город и теряет молодые умы, – резюмирует Александр Хаценко. – Причина миграции молодежи банальна – у нас нет работы с достойной заработной платой. Как правило, все выпускники, дипломники движутся в сторону центральной части России. А раз молодые умы уезжают, то некому развивать регион, некому поднимать науку, промышленность, некому учить следующее поколение детей! Получается замкнутый круг.